Помощник председателя Верховного суда Российской Федерации Олег Свириденко решил послать на разбирательство в возглавляемую им комиссию по экономическим спорам два дела по искам авиационных компаний «Донавиа» и «Саратовские авиалинии» о возврате из ПФР чрезмерно оплаченных платежей на страхование летных экипажей.
Как сказали во вторник РАПСИ в суде, разбирательство кассационных претензий минфина Российской Федерации по обоим делам избрано на 20 апреля. До этого суды трех инстанций вынесли решения в адрес транспортировщиков, обязав Минфин возвратить им из казны 26,7 млн. рублей и 3,1 млн. рублей соответственно. Кассационная инстанция ВС РФ в сентябре отказала Министерству финансов в пересмотре судебных актов, но глава коллегии суда после отклонения нескольких претензий Министерства финансов 11 марта все же аннулировал это решение.
Всего в производстве арбитражных судов различного уровня на сегодняшний день находится немедленно пару исков российских авиационных компаний к Министерству финансов на общую сумму свыше 1 миллиарда рублей. По всем делам судебные акты на текущий момент приняты в адрес транспортировщиков.
Предыстория споров
Российские авиакомпании согласно с законом от 27 ноября 2001 года «О добавочном общественном обеспечении участников летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» перечисляют платежи в ПФР.
Неприятность появилась в декабре 2010 года, когда в закон были введены правки, поднявшие суммы платежей с 1 января 2010 года. По итогам авиационным компаниям, раньше уже оплатившим платежи за 2010 год, пришлось доплатить в ПФР отличие, вызванную правками в закон. Конституционный Суд в 2013 году признал правки противоречащими Конституции в той части, в какой они придавали обратную силу правилам начисления страховых платежей, ухудшающим положение авиаперевозчиков.
Ряд авиационных компаний после распоряжения КС РФ "настойчиво попросил" возвратить им чрезмерно оплаченные платежи за 2010 год. Так, Верховный суд Российской Федерации 28 апреля 2015 года оставил в силе судебные акты нижестоящих инстанций, которые по иску компании «ЮТэйр» обязали Минфин уплатить ей в районе 158 миллионов рублей. Затем аналогичные иски стали представлять и остальные транспортировщики, в частности «Аэрофлот» (на 374 млн. рублей), «Трансаэро» (на 215 миллионов рублей), «Сибирь» (на 157 миллионов рублей), «Российская Федерация» (на 93 млн. рублей) и другие.
По иску компании «Российская Федерация» арб суд Москвы в декабре утвердил обоснованное решение, различающееся от позиций других судов согласно данным спорам, в частности от позиции Верховного суда в деле по иску компании «ЮТэйр». Московский арбитраж отклонил иск «Российской Федерации» к Министерству финансов.
Как отметил суд в решении, «суть и содержание режима выполнения распоряжения (Конституционного суда) говорит о том, что занесённые страховые платежи до начала применения распоряжения… не относятся к расходам, а рассматриваются… в качестве чрезмерно уплаченных сумм, которые, к тому же, с целью защиты общественных прав граждан, возврату или зачету подобающим компаниям не подлежат».
Апелляционная инстанция в марте аннулировала это решение, удовлетворив претензию компании.
Новое уточнение от КС РФ
Зампредседателя ВС РФ, передавая дело на пересмотр в комиссию, отметил, что основаниями для отмены либо изменения судебных актов в режиме кассационного производства являются значительные нарушения норм права, которые оказали влияние на финал, и назвал аргументы Министерства финансов «заслуживающими внимания».
В определении кроме того отмечается, что «с учетом позиции Конституционного Суда РФ податель иска, как уже оплативший спорную сумму платежей, был лишен возможности потребить специально установленный… режим возврата (зачета) чрезмерно оплаченных за 2010 год платежей».
«…Возврат (зачет) компаниями излишних оплат 2010 года в текущем сроке может послужить причиной к большому уменьшению средств, подлежащих распределению на доплаты пенсий. Таким образом были бы ущемлены права пенсионеров, получающих доплаты на сегодняшний день», — отмечается в определении.
Заместитель главы ВС РФ апеллировал кроме того на новое определение КС РФ от 8 декабря 2015 года, которым суд уточнил режим выполнения своего прошлого распоряжения (№13-П).
«Конституционный Суд РФ подчернул, что режим выполнения указанного распоряжения №13-П не предполагает воссоздания прав авиационных компаний — плательщиков платежей на доплату к пенсии участникам летных экипажей…, которые оплатили… платежи за 2010 год…, потому, что подобающие суммы платежей должны считаться оплаченными (стребованными) на абсолютно законном основании, т.е. противоправность в деяниях страны в указанный срок (до начала применения данного распоряжения № 13-П) отсутствовала. Соответственно, взимание с казны РФ указанных сумм платежей не проистекает из установленного режима выполнения данного распоряжения», — особо отмечается в определении ВС РФ.
Комментарий адвоката
«Передача немедленно двух дел, по которым раньше судьями ВС уже было определено отсутствие оснований для пересмотра и определена потребность возмещения авиационным компаниям из бюджета больших сумм, вероятно значит стремление Верховного суда поменять практику арбитражных судов», — сообщил РАПСИ партнер юркомпании Taxology Алексей Артюх, представляющий ряд авиационных компаний в подобных делах.
Он утвержает, что «перед Главным Судом поставлена непростая задача: сохранить средства бюджета страны либо соблюсти статью 53 Конституции Российской Федерации, которая гарантирует всякому право на компенсирование вреда, причиненного незаконными деяниями государственных органов».
Как сказали во вторник РАПСИ в суде, разбирательство кассационных претензий минфина Российской Федерации по обоим делам избрано на 20 апреля. До этого суды трех инстанций вынесли решения в адрес транспортировщиков, обязав Минфин возвратить им из казны 26,7 млн. рублей и 3,1 млн. рублей соответственно. Кассационная инстанция ВС РФ в сентябре отказала Министерству финансов в пересмотре судебных актов, но глава коллегии суда после отклонения нескольких претензий Министерства финансов 11 марта все же аннулировал это решение.
Всего в производстве арбитражных судов различного уровня на сегодняшний день находится немедленно пару исков российских авиационных компаний к Министерству финансов на общую сумму свыше 1 миллиарда рублей. По всем делам судебные акты на текущий момент приняты в адрес транспортировщиков.
Предыстория споров
Российские авиакомпании согласно с законом от 27 ноября 2001 года «О добавочном общественном обеспечении участников летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» перечисляют платежи в ПФР.
Неприятность появилась в декабре 2010 года, когда в закон были введены правки, поднявшие суммы платежей с 1 января 2010 года. По итогам авиационным компаниям, раньше уже оплатившим платежи за 2010 год, пришлось доплатить в ПФР отличие, вызванную правками в закон. Конституционный Суд в 2013 году признал правки противоречащими Конституции в той части, в какой они придавали обратную силу правилам начисления страховых платежей, ухудшающим положение авиаперевозчиков.
Ряд авиационных компаний после распоряжения КС РФ "настойчиво попросил" возвратить им чрезмерно оплаченные платежи за 2010 год. Так, Верховный суд Российской Федерации 28 апреля 2015 года оставил в силе судебные акты нижестоящих инстанций, которые по иску компании «ЮТэйр» обязали Минфин уплатить ей в районе 158 миллионов рублей. Затем аналогичные иски стали представлять и остальные транспортировщики, в частности «Аэрофлот» (на 374 млн. рублей), «Трансаэро» (на 215 миллионов рублей), «Сибирь» (на 157 миллионов рублей), «Российская Федерация» (на 93 млн. рублей) и другие.
По иску компании «Российская Федерация» арб суд Москвы в декабре утвердил обоснованное решение, различающееся от позиций других судов согласно данным спорам, в частности от позиции Верховного суда в деле по иску компании «ЮТэйр». Московский арбитраж отклонил иск «Российской Федерации» к Министерству финансов.
Как отметил суд в решении, «суть и содержание режима выполнения распоряжения (Конституционного суда) говорит о том, что занесённые страховые платежи до начала применения распоряжения… не относятся к расходам, а рассматриваются… в качестве чрезмерно уплаченных сумм, которые, к тому же, с целью защиты общественных прав граждан, возврату или зачету подобающим компаниям не подлежат».
Апелляционная инстанция в марте аннулировала это решение, удовлетворив претензию компании.
Новое уточнение от КС РФ
Зампредседателя ВС РФ, передавая дело на пересмотр в комиссию, отметил, что основаниями для отмены либо изменения судебных актов в режиме кассационного производства являются значительные нарушения норм права, которые оказали влияние на финал, и назвал аргументы Министерства финансов «заслуживающими внимания».
В определении кроме того отмечается, что «с учетом позиции Конституционного Суда РФ податель иска, как уже оплативший спорную сумму платежей, был лишен возможности потребить специально установленный… режим возврата (зачета) чрезмерно оплаченных за 2010 год платежей».
«…Возврат (зачет) компаниями излишних оплат 2010 года в текущем сроке может послужить причиной к большому уменьшению средств, подлежащих распределению на доплаты пенсий. Таким образом были бы ущемлены права пенсионеров, получающих доплаты на сегодняшний день», — отмечается в определении.
Заместитель главы ВС РФ апеллировал кроме того на новое определение КС РФ от 8 декабря 2015 года, которым суд уточнил режим выполнения своего прошлого распоряжения (№13-П).
«Конституционный Суд РФ подчернул, что режим выполнения указанного распоряжения №13-П не предполагает воссоздания прав авиационных компаний — плательщиков платежей на доплату к пенсии участникам летных экипажей…, которые оплатили… платежи за 2010 год…, потому, что подобающие суммы платежей должны считаться оплаченными (стребованными) на абсолютно законном основании, т.е. противоправность в деяниях страны в указанный срок (до начала применения данного распоряжения № 13-П) отсутствовала. Соответственно, взимание с казны РФ указанных сумм платежей не проистекает из установленного режима выполнения данного распоряжения», — особо отмечается в определении ВС РФ.
Комментарий адвоката
«Передача немедленно двух дел, по которым раньше судьями ВС уже было определено отсутствие оснований для пересмотра и определена потребность возмещения авиационным компаниям из бюджета больших сумм, вероятно значит стремление Верховного суда поменять практику арбитражных судов», — сообщил РАПСИ партнер юркомпании Taxology Алексей Артюх, представляющий ряд авиационных компаний в подобных делах.
Он утвержает, что «перед Главным Судом поставлена непростая задача: сохранить средства бюджета страны либо соблюсти статью 53 Конституции Российской Федерации, которая гарантирует всякому право на компенсирование вреда, причиненного незаконными деяниями государственных органов».
Комментариев нет:
Отправить комментарий